На главную

Новости Республики

23.06.2017
[prefix]УФА, 23 июн 2017. /ИА «Башинформ»/.[/prefix] Глава администрации самого западного города Баш...
23.06.2017
[prefix]УФА, 23 июн 2017. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/.[/prefix] Председатель Государственного Со...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Конституция Республики Башкортостан

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Список изменяющих документов

(в ред. Законов РБ от 03.12.2002 N 369-з,

от 15.06.2006 N 322-з, от 18.09.2008 N 23-з,

от 13.07.2009 N 146-з, от 19.05.2011 N 395-з,

от 28.06.2012 N 545-з, от 04.03.2014 N 57-з)

Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан,

соединенные общей судьбой на своей земле,

исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления,

принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России, в 1919 году на основе Соглашения Центральной Советской Власти России с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение была образована Башкирская автономная республика в составе РСФСР, преобразованная в 1990 году в Республику Башкортостан в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан,

основываясь на Конституции Российской Федерации и Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан",

свидетельствуя уважение к правам и свободам человека и гражданина, всех народов,

сознавая ответственность за свою республику перед нынешним и будущими поколениями,

стремясь обеспечить достойную жизнь, гражданский мир и межнациональное согласие,

принимаем в лице своих полномочных представителей Конституцию Республики Башкортостан.

Раздел первый

Глава 1

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья 1

Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Наименования "Республика Башкортостан" и "Башкортостан" равнозначны.

Государственность Республики Башкортостан выражается в том, что Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и государственные символы Республики Башкортостан.

Статус Республики Башкортостан и границы ее территории могут быть изменены только с согласия Республики Башкортостан.

Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Башкортостан как государства.

Статья 3

В Республике Башкортостан действует конституционная система власти народа.

Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией.

Статья 4

Республика Башкортостан является равноправным субъектом Российской Федерации.

Отношения между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации определяются настоящей Конституцией, Конституцией Российской Федерации и Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, иными договорами и соглашениями.

Статья 5

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 6

Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Глава Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

Статья 7

В Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статья 8

В Республике Башкортостан признаются и обеспечиваются равной защитой частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

Земля и другие природные ресурсы используются и защищаются в Республике Башкортостан как основа жизни и деятельности ее многонационального народа.

Порядок управления и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, находящимися в соответствии с федеральным законом и соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан в государственной собственности Республики Башкортостан, регулируется законом Республики Башкортостан.

Статья 10

Государственная собственность Республики Башкортостан является достоянием ее многонационального народа.

В государственной собственности Республики Башкортостан находятся имущество государственных организаций, культурные и исторические ценности, средства бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и иное имущество, необходимое для осуществления задач и функций Республики Башкортостан.

Порядок управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан регулируется в соответствии с федеральным законом, законодательством Республики Башкортостан.

Статья 11

Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Республике Башкортостан охраняются труд и здоровье людей; обеспечивается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются республиканские пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 12

В Республике Башкортостан признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Республике Башкортостан обеспечивается многопартийность.

Не допускается деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и конституционного строя Республики Башкортостан, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 13

Республика Башкортостан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 14

Конституция Республики Башкортостан принимается Государственным Собранием Республики Башкортостан или путем референдума.

Конституция Республики Башкортостан обладает высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан, имеет прямое действие и применяется на всей территории Республики Башкортостан. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить настоящей Конституции.

Органы государственной власти, другие государственные органы и государственные учреждения, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, должностные лица и граждане, находящиеся на территории Республики Башкортостан, обязаны соблюдать Конституцию Республики Башкортостан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 15

Республика Башкортостан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи.

Республика Башкортостан в соответствии с федеральным законодательством может участвовать в деятельности международных организаций, заключать договоры и соглашения с административно-территориальными образованиями иностранных государств, с субъектами иностранных федеративных государств, с органами государственной власти иностранных государств.

Статья 16

Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Башкортостан и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Башкортостан.

Глава 2

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

В Республике Башкортостан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Не допускается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя Республики Башкортостан, разжигания расовой, национальной, социальной, классовой, религиозной ненависти и вражды, пропаганды насилия и войны.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти Республики Башкортостан, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

Все равны перед законом и судом.

Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Никто не может нести ущерб вследствие своей инвалидности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

Перечисление в Конституции Республики Башкортостан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Республике Башкортостан не могут быть приняты законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

Статья 21

В Республике Башкортостан иностранным гражданам и лицам без гражданства временное убежище предоставляется в соответствии с федеральным законом.

Статья 22

Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Статья 23

Человеческое достоинство неприкосновенно. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Статья 24

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 25

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Статья 26

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 27

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 28

Каждому, кто законно находится на территории Республики Башкортостан, обеспечивается право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Законы Республики Башкортостан в качестве условия использования гражданами дополнительных льгот, обеспечиваемых за счет собственных материальных, финансовых и иных средств Республики Башкортостан, могут предусматривать критерий постоянного проживания лица на ее территории.

Статья 29

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них.

Каждый в Республике Башкортостан имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Гарантируется свобода массовой информации.

Статья 30

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Республика Башкортостан содействует поддержанию толерантности, терпимости и уважения между верующими различных вероисповеданий.

Статья 31

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Статья 32

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 33

Гражданам в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан обеспечивается право участвовать в управлении делами Республики Башкортостан как непосредственно, так и через своих представителей.

Гражданам в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан обеспечивается право избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Статья 34

Граждане имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе.

Статья 35

В Республике Башкортостан в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан гражданам обеспечивается право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 36

В Республике Башкортостан каждому обеспечивается право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Статья 37

Каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления.

Статья 38

Каждому в Республике Башкортостан обеспечивается право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статья 39

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной федеральным законом экономической деятельности.

Статья 40

Труд свободен. Каждый в Республике Башкортостан имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.

Статья 41

Каждый в Республике Башкортостан имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законами продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и производств.

Статья 42

Семья, материнство, отцовство, детство, инвалиды и пожилые граждане находятся под защитой Республики Башкортостан.

Брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.

Забота о детях, их воспитание и содержание - равное право и обязанность родителей.

Дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Республика Башкортостан обеспечивает содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Республика Башкортостан поощряет благотворительность по отношению к детям, а также труд по воспитанию детей.

Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43

Каждый в Республике Башкортостан имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Республике Башкортостан финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Статья 44

Каждый в Республике Башкортостан имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 45

В Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В Республике Башкортостан поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 46

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 47

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также изучение государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Республика Башкортостан поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 48

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Статья 49

В Республике Башкортостан гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 50

В Республике Башкортостан гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 51

В Республике Башкортостан гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Статья 52

Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти Республики Башкортостан или их должностных лиц.

Статья 53

В Республике Башкортостан гарантируется реализация права на указание своей национальной принадлежности.

Статья 54

Республика Башкортостан гарантирует равные права на сохранение родного языка народам, проживающим на ее территории, создает возможности для его свободного изучения и развития.

В Республике Башкортостан создаются условия для свободного изучения государственных языков Республики Башкортостан.

Статья 55

В Республике Башкортостан гарантируется право частной собственности.

Статья 56

В Республике Башкортостан защищаются законные интересы потребителя, поддерживается общественная деятельность по защите его прав.

Статья 57

Республика Башкортостан обеспечивает сохранение и защиту исторического и культурного наследия, развитие культуры башкирского народа и других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Статья 58

В Республике Башкортостан гарантируется свобода деятельности общественных объединений.

Статья 59

Закон Республики Башкортостан, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 60

Каждый, находящийся на территории Республики Башкортостан, обязан соблюдать Конституцию Республики Башкортостан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан, уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц.

Статья 61

В Республике Башкортостан каждый обязан сохранять окружающую среду, животный и растительный мир, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 62

В Республике Башкортостан каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы Республики Башкортостан, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Глава 3

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

И СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья 63

Территория Республики Башкортостан включает в себя районы и города республиканского значения в качестве ее административно-территориальных единиц и закрытое административно-территориальное образование - город Межгорье.

Статья 64

В состав Республики Башкортостан входят следующие административно-территориальные единицы:

районы - Абзелиловский, Альшеевский, Архангельский, Аскинский, Аургазинский, Бакалинский, Балтачевский, Белокатайский, Бижбулякский, Благоварский, Буздякский, Бураевский, Бурзянский, Гафурийский, Дуванский, Ермекеевский, Зианчуринский, Зилаирский, Иглинский, Илишевский, Калтасинский, Караидельский, Кармаскалинский, Кигинский, Краснокамский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Мечетлинский, Мишкинский, Миякинский, Нуримановский, Салаватский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Татышлинский, Уфимский, Федоровский, Хайбуллинский, Чекмагушевский, Чишминский, Шаранский;

составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам, - Баймакский район и город Баймак, Белебеевский район и город Белебей, Белорецкий район и город Белорецк, Бирский район и город Бирск, Благовещенский район и город Благовещенск, Давлекановский район и город Давлеканово, Дюртюлинский район и город Дюртюли, Ишимбайский район и город Ишимбай, Мелеузовский район и город Мелеуз, Туймазинский район и город Туймазы, Учалинский район и город Учалы, Янаульский район и город Янаул;

города республиканского значения - Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, Уфа.

Статья 65

Столицей Республики Башкортостан является город Уфа. Статус столицы устанавливается законом Республики Башкортостан.

Глава 4

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 66

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан (в настоящей Конституции - Государственное Собрание Республики Башкортостан).

Государственное Собрание Республики Башкортостан является постоянно действующим органом законодательной власти Республики Башкортостан.

Статья 67

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 110 депутатов.

Порядок выборов в Государственное Собрание Республики Башкортостан определяется законом Республики Башкортостан и федеральным законом.

Статья 68

Государственное Собрание Республики Башкортостан избирается сроком на пять лет.

Государственное Собрание Республики Башкортостан созывается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Глава Республики Башкортостан может созвать заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан ранее этого срока.

Первое заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан нового созыва до избрания Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан открывает и ведет старейший по возрасту депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Статья 69

Депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.

Число депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, работающих на профессиональной постоянной основе, а также порядок и условия осуществления ими депутатской деятельности устанавливаются законом Республики Башкортостан.

Депутатам Государственного Собрания Республики Башкортостан, работающим как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности, гарантируются равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме в течение всего срока полномочий.

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью, устанавливаются федеральным законом.

Депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан обязан использовать свой статус в соответствии с ценностями правопорядка, нравственности, правилами и традициями парламентской дисциплины.

Статья 70

Депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан обладает неприкосновенностью в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 71

К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся:

1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;

3) толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением;

4) утверждение прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан;

5) утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;

6) установление в соответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан;

7) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и отчетов об их исполнении;

8) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;

9) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан и контроль за его соблюдением;

10) установление административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения;

11) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан;

12) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Башкортостан;

13) установление порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;

14) установление порядка проведения выборов в Государственное Собрание Республики Башкортостан и назначение выборов в Государственное Собрание Республики Башкортостан;

15) установление порядка проведения выборов Главы Республики Башкортостан и назначение выборов Главы Республики Башкортостан;

16) формирование Президиума, постоянных комитетов Государственного Собрания Республики Башкортостан; избрание Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан;

17) решение вопроса о недоверии (доверии) Главе Республики Башкортостан;

18) согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;

19) назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;

20) согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;

21) внесение на рассмотрение Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан предложений об изменениях и (или) дополнениях в правовые акты Главы Республики Башкортостан, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Башкортостан либо об их отмене;

22) обжалование актов Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан в судебном порядке;

23) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

24) проведение парламентских расследований и парламентских слушаний;

25) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан;

26) назначение на должность и освобождение от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

27) принятие обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан, Конституционный Суд Российской Федерации;

28) избрание мировых судей;

29) участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;

30) назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан и прекращение их полномочий;

31) назначение в пределах своих полномочий членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

32) решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан;

33) установление в пределах своих полномочий порядка проведения выборов в органы местного самоуправления;

34) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Башкортостан о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Башкортостан; заслушивание по отдельным вопросам информации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;

35) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почетных званий Республики Башкортостан;

36) иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Государственное Собрание Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Статья 72

Государственное Собрание Республики Башкортостан обеспечивает условия для формирования и поддержки демократического общественного мнения по вопросам своего ведения и учитывает его в процессе законотворчества.

Статья 73

Граждане и их объединения вправе выражать свою волю и интересы при формировании правовой системы Республики Башкортостан посредством участия в общественных институтах представительной демократии.

Статья 74

Граждане и их объединения вправе осуществлять гражданскую законодательную инициативу путем направления в Государственное Собрание Республики Башкортостан индивидуальных и коллективных обращений с предложением о принятии, изменении или признании утратившим силу закона Республики Башкортостан в порядке, установленном законом Республики Башкортостан.

Статья 75

Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.

Статья 76

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Собрания Республики Башкортостан, постоянным комитетам Государственного Собрания Республики Башкортостан, Главе Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Конституционному Суду Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Прокурору Республики Башкортостан, представительным органам местного самоуправления, гражданам и их объединениям, осуществляющим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом Республики Башкортостан.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Башкортостан, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Башкортостан, рассматриваются Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан либо при наличии заключения Главы Республики Башкортостан, представляемого в Государственное Собрание Республики Башкортостан в течение одного месяца.

Статья 77

Законы Республики Башкортостан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 78

Принятый закон Республики Башкортостан направляется в семидневный срок для обнародования Главе Республики Башкортостан.

Глава Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней обнародует закон Республики Башкортостан, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклоняет его.

Если Глава Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Государственное Собрание Республики Башкортостан в установленном законом порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, он не может быть повторно отклонен Главой Республики Башкортостан и подлежит обнародованию Главой Республики Башкортостан в течение семи дней.

Порядок обнародования Конституции Республики Башкортостан определяется законом Республики Башкортостан.

Статья 79

Государственное Собрание Республики Башкортостан образует Контрольно-счетную палату Республики Башкортостан.

Состав, порядок деятельности и полномочия Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан определяются законом Республики Башкортостан.

Статья 80

Полномочия Государственного Собрания Республики Башкортостан могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания Республики Башкортостан внеочередные выборы в Государственное Собрание Республики Башкортостан назначаются в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Статья 81

Государственное Собрание Республики Башкортостан участвует в социальном партнерстве и общественном диалоге при разрешении социальных конфликтов.

Глава 5

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 82

Глава Республики Башкортостан является высшим должностным лицом Республики Башкортостан, представляет Республику Башкортостан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Наименование должности высшего должностного лица Республики Башкортостан на государственных языках Республики Башкортостан Глава Республики Башкортостан и Башкортостан Республикаhы Башлыгы равнозначны.

Статья 83

Глава Республики Башкортостан избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Башкортостан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Главой Республики Башкортостан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации федеральным законом.

Срок полномочий Главы Республики Башкортостан составляет пять лет.

Ограничения, связанные с осуществлением полномочий Главы Республики Башкортостан, устанавливаются федеральным законом.

Статья 84

Глава Республики Башкортостан приступает к осуществлению своих полномочий с момента принесения им присяги.

Статья 85

При вступлении в должность Глава Республики Башкортостан приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Главы Республики Башкортостан верно служить многонациональному народу Республики Башкортостан, укреплять и защищать государственность Республики Башкортостан, соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Башкортостан, гарантировать права и свободы человека и гражданина".

Присяга приносится на государственных языках Республики Башкортостан в торжественной обстановке в присутствии депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, членов Правительства Республики Башкортостан, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан.

Статья 86

Глава Республики Башкортостан обязан владеть государственными языками Республики Башкортостан.

Статья 87

Глава Республики Башкортостан:

1) гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы Республики Башкортостан, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории;

2) определяет основные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан;

3) формирует Правительство Республики Башкортостан и руководит его деятельностью; принимает решение об отставке Правительства Республики Башкортостан;

4) назначает Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;

5) определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;

6) назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;

7) обнародует законы Республики Башкортостан либо отклоняет их;

8) вносит законопроекты в Государственное Собрание Республики Башкортостан;

9) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан программы социально-экономического развития Республики Башкортостан;

10) обращается с Посланием к Государственному Собранию Республики Башкортостан; представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Башкортостан;

11) вправе участвовать в работе Государственного Собрания Республики Башкортостан с правом совещательного голоса;

12) вправе созывать вновь избранное Государственное Собрание Республики Башкортостан на первое заседание ранее срока, установленного для Государственного Собрания Республики Башкортостан настоящей Конституцией, а также требовать созыва внеочередного заседания Государственного Собрания Республики Башкортостан;

13) вносит в Государственное Собрание Республики Башкортостан предложения о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан либо об их отмене;

14) издает указ о досрочном прекращении полномочий (роспуске) Государственного Собрания Республики Башкортостан;

15) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуры для назначения на должность Председателя, заместителя Председателя, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;

16) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуры для избрания мировых судей;

17) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуру для назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, кандидатуру для назначения на должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, кандидатуру для назначения на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан; ставит вопрос перед Государственным Собранием Республики Башкортостан об освобождении их от должности;

18) представляет кандидатуры для назначения на должность Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

19) формирует межведомственный Совет общественной безопасности Республики Башкортостан;

20) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан с иными органами государственной власти Республики Башкортостан и в соответствии с законодательством Российской Федерации организовывает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Башкортостан с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

21) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуры для назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан; вносит представления о прекращении их полномочий;

22) подписывает договоры и соглашения от имени Республики Башкортостан;

23) назначает и отзывает полномочных представителей Республики Башкортостан при органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в субъектах иностранных федеративных государств и административно-территориальных образованиях иностранных государств;

24) создает администрацию Главы Республики Башкортостан;

25) назначает в пределах своих полномочий членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

26) награждает государственными наградами Республики Башкортостан;

27) присваивает почетные и иные звания Республики Башкортостан;

28) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящей Конституцией, федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

В случаях, когда Глава Республики Башкортостан временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Глава Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящую Конституцию и законы Республики Башкортостан, исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Статья 88

Полномочия Главы Республики Башкортостан не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности выборных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией и федеральным законом.

Статья 89

Честь и достоинство Главы Республики Башкортостан охраняются законом.

Гарантии правового статуса Главы Республики Башкортостан устанавливаются федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Статья 90

Полномочия Главы Республики Башкортостан прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан назначается в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Временно исполняющий обязанности Главы Республики Башкортостан не имеет права распускать Государственное Собрание Республики Башкортостан, вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан, выступать с инициативой проведения референдума Республики Башкортостан, формировать Правительство Республики Башкортостан, принимать решение об отставке Правительства Республики Башкортостан, а также осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 15, 22, 23 части первой статьи 87 настоящей Конституции.

Статья 91

Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан.

Глава Республики Башкортостан возглавляет Правительство Республики Башкортостан.

Статья 92

Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Статья 93

Правительство Республики Башкортостан действует в пределах срока полномочий Главы Республики Башкортостан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Правительство Республики Башкортостан слагает свои полномочия перед вновь вступившим в должность Главой Республики Башкортостан, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства Республики Башкортостан.

Статья 94

Правительство Республики Башкортостан формируется Главой Республики Башкортостан в составе Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан.

Глава Республики Башкортостан может включить в состав Правительства Республики Башкортостан руководителей других государственных органов и организаций Республики Башкортостан.

Статья 95

Вновь образованное Правительство Республики Башкортостан представляет на рассмотрение Главы Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.

Статья 96

Правительство Республики Башкортостан:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина;

2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3) разрабатывает для представления Главой Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан проект бюджета Республики Башкортостан, проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан, а также проекты программ социально-экономического развития Республики Башкортостан;

4) представляет Главе Республики Башкортостан ежегодные отчеты о результатах своей деятельности в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Башкортостан; обеспечивает исполнение бюджета Республики Башкортостан и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, отчеты об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Башкортостан для представления их Главой Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан;

5) осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Башкортостан и управляет процессами экономического и социального развития Республики Башкортостан;

6) участвует в проведении единой федеральной политики в области финансов;

7) участвует в проведении единой федеральной политики в области культуры, науки, образования;

8) участвует в проведении единой федеральной политики в области здравоохранения, социальной защиты, социального обеспечения;

9) участвует в проведении единой федеральной политики в области экологии, природопользования, охраны окружающей среды;

10) управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Башкортостан в соответствии с законами Республики Башкортостан, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

11) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, настоящей Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Республики Башкортостан, а также вправе обратиться в суд;

12) заключает соглашения с Правительством Российской Федерации, иными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

13) осуществляет деятельность в сфере внешнеэкономических связей Республики Башкортостан;

14) формирует и осуществляет руководство иными органами исполнительной власти Республики Башкортостан;

15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией, федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Статья 97

Глава Республики Башкортостан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Башкортостан издает указы и распоряжения, контролирует их исполнение.

Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение.

Акты Главы Республики Башкортостан и акты Правительства Республики Башкортостан, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению на территории Республики Башкортостан.

Акты Главы Республики Башкортостан и акты Правительства Республики Башкортостан не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Башкортостан.

Статья 98

Правительство Республики Башкортостан координирует деятельность министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти Республики Башкортостан осуществляют отраслевое или межотраслевое управление.

Статья 99

Компетенция, состав, структура Правительства Республики Башкортостан, порядок деятельности и отношения Правительства Республики Башкортостан с другими органами государственной власти Республики Башкортостан, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются федеральным законом, законом о Правительстве Республики Башкортостан.

Глава 6

ГАРАНТИИ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ

ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Статья 100

Органы публичной власти в Республике Башкортостан способствуют развитию гражданского общества и обеспечивают коллективное участие народа и граждан в управлении делами Республики Башкортостан и в местном самоуправлении, осуществлении принадлежащих им властных полномочий.

Статья 101

Взаимоотношения органов публичной власти в Республике Башкортостан между собой основаны на принципах добросовестности, открытости власти, координации, согласования процедур разработки и контроля реализации решений, а также взаимной ответственности за надлежащее государственное и муниципальное управление.

Статья 102

Органы государственной власти Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий содействуют совместному благополучию, внутренней сплоченности, культурному и языковому многообразию, равноправию, сотрудничеству и интеграции территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Органы государственной власти Республики Башкортостан поощряют финансовое выравнивание территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, и оказывают им соразмерное финансовое содействие, административную, правовую и инвестиционную помощь в зависимости от эффективности их участия в обеспечении комплексного социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Статья 103

Разногласия и споры между органами публичной власти в Республике Башкортостан рассматриваются комиссиями, создаваемыми на паритетных началах, и разрешаются на основе согласительных процедур, консультаций, переговоров или в судебном порядке.

Глава 7

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 104

Судебную власть в Республике Башкортостан осуществляют Конституционный Суд Республики Башкортостан, федеральные суды и мировые судьи.

Статья 105

К судам Республики Башкортостан относятся Конституционный Суд Республики Башкортостан и мировые судьи.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов Республики Башкортостан определяются Конституцией Российской Федерации, настоящей Конституцией, федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Статья 106

Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, основных прав и свобод человека и гражданина разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:

1) законов Республики Башкортостан;

2) нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;

3) нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан;

4) нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

5) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

6) публично-правовых договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан.

Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Башкортостан неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд Республики Башкортостан дает толкование Конституции Республики Башкортостан.

Конституционный Суд Республики Башкортостан рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан, принятые в пределах его полномочий, не могут быть пересмотрены иным судом.

Статья 107

Судьями судов Республики Башкортостан могут быть граждане Российской Федерации, соответствующие требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Башкортостан.

Статья 108

Финансирование судов Республики Башкортостан должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Глава 8

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 109

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения их населения.

Статья 110

Местное самоуправление в Республике Башкортостан обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статья 111

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 112

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в пределах своей компетенции формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы государственной власти Республики Башкортостан содействуют местному самоуправлению.

Статья 113

Местное самоуправление в Республике Башкортостан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Башкортостан, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящей Конституцией, федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Статья 114

Органы местного самоуправления могут наделяться законом Республики Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Республики Башкортостан.

Глава 9

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ

Статья 115

Бюджетное устройство в Республике Башкортостан определяется федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Статья 116

Республика Башкортостан в пределах своей компетенции участвует в проведении единой федеральной политики в области финансов, бюджетных правоотношений и налогообложения.

Статья 117

Бюджет Республики Башкортостан и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан ежегодно принимаются Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан.

Статья 118

Республика Башкортостан устанавливает налоги и иные обязательные платежи в бюджет Республики Башкортостан в соответствии с федеральным законом.

Глава 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья 119

Республика Башкортостан имеет свои Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы, выражающие государственность Республики Башкортостан, самобытность и традиции народа Башкортостана.

Статья 120

Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан".

В цветном изображении Государственного герба Республики Башкортостан памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зеленого, восходящее Солнце - светло-золотистого цвета, лучи Солнца - желтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружная окружности - темно-золотистого цвета.

Статья 121

Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхняя полоса синего цвета, средняя - белого и нижняя - зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков.

Статья 122

Государственный гимн Республики Башкортостан представляет собой музыкально-поэтическое произведение.

Музыка и текст Государственного гимна Республики Башкортостан утверждаются законом Республики Башкортостан.

Глава 11

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья 123

Предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан могут вносить:

не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан;

Глава Республики Башкортостан;

Конституционный Суд Республики Башкортостан.

Статья 124

Предложения о внесении изменений и дополнений в положения глав 1 и 11 раздела первого Конституции Республики Башкортостан рассматриваются Государственным Собранием Республики Башкортостан лишь после поддержки их пятьюдесятью тысячами избирателей. Изменение и дополнение иных положений Конституции Республики Башкортостан производится Государственным Собранием Республики Башкортостан в общем порядке.

Процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан определяется Законом Республики Башкортостан "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан".

Статья 125

Законы Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан в трех чтениях.

Если в течение года после внесения предложения об изменении и дополнении Конституции Республики Башкортостан Государственное Собрание Республики Башкортостан не примет соответствующий закон, предложение считается отклоненным и не может быть возобновлено в течение года после его отклонения.

Статья 126

Изменения в статью 64 настоящей Конституции, определяющую административно-территориальное устройство Республики Башкортостан, вносятся на основании закона Республики Башкортостан об образовании в ее составе новой административно-территориальной единицы.

Раздел второй

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан.

В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан положений Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" действуют положения Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан.

2. Президент Республики Башкортостан, избранный в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (в редакции законов Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 года N 94-з "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан" и от 3 декабря 2002 года N 369-з "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан"), осуществляет свои полномочия до истечения срока полномочий.


© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии