На главную

Новости Республики

19.09.2017
[prefix]УФА, 19 сен 2017. /ИА «Башинформ»/.[/prefix] Президент России поздравил работников и ветеран...
19.09.2017
[prefix]УФА, 19 сен 2017. /ИА «Башинформ», Ольга Муртазина/.[/prefix] Артур Шайнуров, 15 сентября ос...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Постановление

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

по делу о проверке конституционности пункта 3.1 Временного порядка перевода жилых помещений в категорию нежилых, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 9 июля 2001 года №153 "О порядке перевода жилых помещений в категорию нежилых", в связи с жалобой гражданки Булгаковой Розы Закировны

город Уфаот 22 марта 2004 года

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева,

с участием гражданки Р.З.Булгаковой, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Республики Башкортостан, ее представителя - адвоката Н.С.Джикаевой-Искужиной и Полномочного представителя Правительства Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан - заместителя Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной - от стороны, издавшей акт, начальника юридического отдела администрации города Уфы Ш.Я.Галиева, директора Специализированного муниципального учреждения "Центр недвижимости" города Уфы В.И.Никитина,

в присутствии приглашенных в заседание постоянного представителя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, исполняющего обязанности Прокурора Республики Башкортостан Р.К.Искужина, начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.Х.Кильмякова, министра юстиции Республики Башкортостан В.И.Спеле, заместителя председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации города Уфы М.А.Лазаренко, помощника Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека М.Р.Абубакирова,

руководствуясь частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, частью первой статьи 3, статьями 4, 38, 39 и частью первой статьи 42 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 3.1 Временного порядка перевода жилых помещений в категорию нежилых, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 9 июля 2001 года N 153 "О порядке перевода жилых помещений в категорию нежилых".

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Р.З.Булгаковой на нарушение ее конституционных прав и свобод положениями названного нормативного правового акта Правительства Республики Башкортостан.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемые в жалобе положения Временного порядка перевода жилых помещений в категорию нежилых.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.Л.Слепнева, объяснения сторон, заключение эксперта - Главного государственного жилищного инспектора Республики Башкортостан Г.В.Салова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан

установил:

1. Гражданка Р.З.Булгакова в своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан считает, что установленный в пункте 3.1 Временного порядка перевода жилых помещений в категорию нежилых заявительный порядок оформления документов не обеспечивает защиту ее жилищных прав, так как не предусматривает получение инициатором перевода помещений из жилых в нежилые согласия граждан, проживающих в сопредельных к переводимому помещению квартирах в многоквартирном доме.

2. В соответствии со статьей 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации и частью первой статьи 46 Конституции Республики Башкортостан каждый имеет право на жилище.

Правовое регулирование отношений в жилищной сфере основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Жилищным кодексом РСФСР и отдельными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", Федеральных законов "О пожарной безопасности", "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", "О товариществах собственников жилья", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1 Конституции Российской Федерации).

Жилищное законодательство Республики Башкортостан состоит из Закона Республики Башкортостан "Об основах государственной политики жилищного строительства в Республике Башкортостан", Жилищного кодекса Республики Башкортостан, а также норм Кодекса Республики Башкортостан об охране здоровья граждан, Градостроительного кодекса Республики Башкортостан, Кодекса Республики Башкортостан о санитарно-эпидемиологической безопасности, Кодекса Республики Башкортостан о пожарной безопасности, Закона Республики Башкортостан "Об архитектурной деятельности в Республике Башкортостан", других законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, регулирующих жилищные отношения.

Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений для проживания граждан на условиях договоров найма, аренды либо путем приобретения или строительства жилья на собственные средства. Жилищный фонд либо его часть могут находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений и коллективной собственности.

По общему правилу, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Федеральное законодательство предусматривает и возможность изменения функционального назначения жилого помещения. Собственник вправе размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения, организации. Однако такие действия допускаются только после перевода помещения из жилого в нежилое (статья 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Анализ федерального правового регулирования показывает, что перевод помещений из жилых в нежилые требует соблюдения следующих ограничений и условий: перевод может осуществляться в исключительных случаях; запрещается размещение в жилых домах промышленных производств; перевод может осуществляться только уполномоченными на то органами государственной власти и органами местного самоуправления; перевод помещений из жилых в нежилые должен производиться в порядке, определяемом жилищным законодательством; при переводе помещений из жилых в нежилые не должны подвергаться угрозе жизнь и здоровье людей, нарушаться жилищные права и законные интересы других лиц, публичные интересы.

Федеральным законодательством не урегулирован порядок перевода помещений из жилых в нежилые. Жилищным кодексом РСФСР лишь предусмотрено, что перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 8 и 9).

Кабинетом Министров Республики Башкортостан 9 июля 2001 года в целях упорядочения жилищной инфраструктуры, создания благоприятных условий для развития жилищного строительства в новых экономических условиях, оптимального размещения в жилых массивах предприятий, учреждений, организаций по оказанию услуг населению, улучшения архитектурного облика населенных пунктов было принято Постановление N 153 "О порядке перевода жилых помещений в категорию нежилых", утвердившее Временный порядок перевода жилых помещений в категорию нежилых (далее - Временный порядок).

Временный порядок в развитие положений Жилищного кодекса РСФСР регулирует порядок перевода помещений из жилых в нежилые не только в отношении государственного и муниципального жилищного фонда, но и, по аналогии закона, частного и не распространяется на товарищества собственников жилья и на жилищные фонды, находящиеся в иных формах собственности.

Оспариваемый пункт 3.1 Временного порядка, исходя из существа жалобы заявителя, проверяется Конституционным Судом Республики Башкортостан в настоящем деле лишь в отношении перевода помещений из жилых в нежилые в многоквартирном доме государственного, муниципального, частного жилищного фондов. При этом Суд не учитывает закрепленного в Конституции Республики Башкортостан разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления, поскольку Временный порядок принят до внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство и законодательство Республики Башкортостан о местном самоуправлении.

3. Согласно пунктам 1.2, 1.3, 3.1, 3.2, 3.3 Временного порядка решение о переводе (согласовании перевода) выносится на основании представляемых инициатором перевода заявления, обосновывающего необходимость изменения функционального назначения квартиры с указанием цели использования помещения в качестве нежилого и заключений органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, архитектуры и организаций, управляющих жилым домом и осуществляющих его эксплуатацию, о возможности изменения назначения жилого помещения и иных документов. Решение о переводе помещений государственного (республиканского) и муниципального жилищных фондов из жилых в нежилые принимается Правительством Республики Башкортостан, администрациями районов, городов Республики Башкортостан по подведомственности. Перевод помещений частного жилищного фонда из жилых в нежилые производится их собственниками по согласованию с администрацией района, города Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 2.3 Временного порядка перевод помещений из жилых в нежилые допускается только с их последующим переоборудованием, осуществляемым с соблюдением государственных стандартов в области проектирования и строительства, строительных норм и правил, соответствующих градостроительных нормативов, правил застройки, норм экологической, эксплуатационной и санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности и т.д.

Переоборудование жилых помещений в многоквартирном доме может повлечь для проживающих в нем граждан временные неудобства. Размещение в них предприятий, учреждений, организаций и их эксплуатация может привести как к улучшению, так и ухудшению жилищных условий проживающих в непосредственно примыкающих к переводимому из жилого в нежилое квартирах собственников, нанимателей, арендаторов и других лиц, имеющих право пользования жилым помещением на иных законных основаниях. Из этого следует обязанность инициатора перевода своевременно проинформировать указанных лиц о целях и условиях перевода помещений из жилых в нежилые. В свою очередь, заинтересованные лица вправе выдвинуть требования о восстановлении условий проживания, которые могут быть нарушены в результате переоборудования и последующей эксплуатации нежилых помещений. Предъявляемые требования должны быть разумными, соразмерными и обоснованными. Они подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными органами при принятии решений о переводе помещений из жилых в нежилые. В случае признания требований обоснованными они являются необходимым условием перевода.

Как следует из представленных Суду материалов, местные органы государственной власти при переводе помещений из жилых в нежилые требуют от инициатора перевода согласования с жильцами примыкающих квартир, хотя такое согласование не предусмотрено какими-либо нормативными правовыми актами.

Отсутствие соответствующего правового регулирования позволяет органу исполнительной власти устанавливать процедуру согласования по собственному усмотрению. Это может привести к конфликту интересов и ущемлению прав собственников и лиц, постоянно или преимущественно проживающих в примыкающих квартирах и имеющих право пользования ими на момент принятия решения о переводе.

В целях недопущения названных негативных последствий в жилищном законодательстве Республики Башкортостан необходимо определить круг лиц, мнения которых подлежат учету при переводе помещений из жилых в нежилые и формы такого учета.

Таким образом, в силу неопределенности содержания пункта 3.1 Временного порядка не исключается возможность осуществления в жилищной сфере собственниками недвижимости своих прав владения, пользования и распоряжения в ущерб правам и законным интересам других лиц. Отсутствие в нем положения, позволяющего учитывать мнение лиц, чьи жилищные и иные права могут быть нарушены при переводе помещений из жилых в нежилые, противоречит Конституции Республики Башкортостан, ее статье 8, части третьей статьи 17, статьям 18, 38 и части первой статьи 46.

Признание пункта 3.1 Временного порядка противоречащим Конституции Республики Башкортостан не препятствует его дальнейшему применению при условии внесения в него изменений и дополнений в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Республики Башкортостан, выраженной в настоящем Постановлении.

4. В соответствии со статьей 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 2 части первой статьи 71 Конституции Республики Башкортостан и статьей 8 Закона Республики Башкортостан "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан осуществляется нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в форме закона.

Следовательно, отношения, связанные с переводом помещений из жилых в нежилые, должны регулироваться законом Республики Башкортостан.

На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 74, статьями 75, 76, 77, 78 и 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

постановил:

1. Признать противоречащим Конституции Республики Башкортостан пункт 3.1 Временного порядка перевода жилых помещений в категорию нежилых, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 9 июля 2001 года N 153 "О порядке перевода жилых помещений в категорию нежилых", ввиду отсутствия в нем положений, позволяющих учитывать мнения лиц, чьи жилищные и иные права могут быть нарушены при переводе помещений из жилых в нежилые.

Признание пункта 3.1 Временного порядка противоречащим Конституции Республики Башкортостан не препятствует его дальнейшему применению при условии внесения в него изменений и дополнений в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Республики Башкортостан, выраженной в настоящем Постановлении.

2. Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан

№ 24-П



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии