На главную

Новости Республики

19.09.2017
[prefix]УФА, 19 сен 2017. /ИА «Башинформ»/.[/prefix] Президент России поздравил работников и ветеран...
19.09.2017
[prefix]УФА, 19 сен 2017. /ИА «Башинформ», Ольга Муртазина/.[/prefix] Артур Шайнуров, 15 сентября ос...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Постановление

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

по делу о проверке конституционности части второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан в связи с жалобой гражданки Аллы Николаевны Лобановой

город Уфаот 30 мая 2003 год

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Е.Л.Слепнева, А.Г.Хабибулина,

с участием стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Башкортостан, гражданки А.Н.Лобановой, и стороны, издавшей акт, постоянного представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, а также приглашенных в заседание Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Ф.Р.Муратшина, полномочного Представителя Правительства Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека Ч.Б.Газизова, министра юстиции Республики Башкортостан В.И.Спеле, начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.Х.Кильмякова, заместителя Прокурора Республики Башкортостан Р.К.Искужина, федерального инспектора по Республике Башкортостан аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А.Огнева, заведующего юридическим отделом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Х.Ф.Закирова, заместителя председателя Федерации профсоюзов Республики Башкортостан В.А.Апокина, заведующей отделом правовой защиты Федерации профсоюзов Республики Башкортостан А.Н.Валеевой,

руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, частью второй статьи 3, статьями 37, 74, 103, 104, 106 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Л.Ш.Гумеровой, объяснения сторон, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан

установил:

1. Решением мирового судьи судебного участка N 5 по Октябрьскому району города Уфы от 10 декабря 2002 года заявительнице было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального унитарного предприятия выходного пособия в размере не менее одной среднемесячной заработной платы. Правоотношения между истцом и ответчиком возникли на основании Приказа N 86-к от 29 апреля 2002 года. При рассмотрении дела суд применил положения Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 февраля 2002 года, статья 178 которого не предусматривает выплату выходного пособия при увольнении по пункту 7 статьи 77 - отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора. В конституционной жалобе со ссылкой на пункт 5 статьи 44 и статью 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан утверждается, что работодатель обязан выплачивать выходное пособие в размере не ниже среднего месячного заработка при прекращении трудовых отношений в связи с отказом работника от продолжения работы в новых условиях, и содержится просьба о проверке конституционности статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан в целом с точки зрения права органов государственной власти Республики Башкортостан принимать законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, в том числе содержащие нормы трудового права, обеспечивающие более высокий уровень трудовых прав и социальных гарантий по сравнению с федеральными законами.

В судебном заседании А.Н.Лобанова в дополнение к заявленным требованиям обратилась к Конституционному Суду Республики Башкортостан с просьбой дать толкование статьи 11 и пункта 2 части первой статьи 71 Конституции Республики Башкортостан.

2. В соответствии с требованиями статьи 112 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" заявитель не обладает правом на обращение с запросом о толковании Конституции Республики Башкортостан. В этой части обращение, как заявленное ненадлежащим субъектом, не соответствует критерию допустимости и не может рассматриваться в процедуре конкретного нормоконтроля.

Конституционный Суд Республики Башкортостан проверяет соответствие Конституции Республики Башкортостан оспариваемого акта или отдельных его положений лишь в той части, в какой они были применены в деле заявителя и затрагивают его конституционные права. Право на выходное пособие в размере не ниже среднего месячного заработка регулируется частью второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан. Эта норма и является предметом проверки в настоящем деле.

3. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 пункт "к", части 2 Конституции Российской Федерации). Трудовой кодекс Республики Башкортостан принят 21 декабря 1994 года в порядке опережающего правового регулирования до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года согласно статье 7 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" и статье 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" и по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, еще не приведен в соответствие с принятым федеральным законом. Соответственно, к трудовым отношениям и к трудовым правам и обязанностям, возникшим после введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях противоречия между ним и Трудовым кодексом Республики Башкортостан, применяются положения Федерального закона (статья 76, части 2 и 5 Конституции Российской Федерации, статьи 5, 6, 12, 420, 422, 423, 424 Трудового кодекса Российской Федерации). Поэтому часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан будет рассматриваться в настоящем деле с точки зрения принципов приоритета правового регулирования в сфере трудовых отношений и субординации актов трудового законодательства, установленных Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.

4. Целями трудового законодательства Трудовой кодекс Российской Федерации признает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, достижение согласования интересов работников и работодателей, обеспечение интересов государства (статья 1).

В силу статей 6, 21, 22 и 77 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и условия прекращения трудового договора подлежат регулированию только в форме федерального закона. Из этого следует, что нормы Трудового кодекса Республики Башкортостан, устанавливающие порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, не могут применяться и подлежат отмене (статьи 12 и 13 Трудового кодекса Российской Федерации).

При расторжении трудового договора работник имеет право на предоставление гарантий, обусловленных выполняемой им трудовой функцией. Из взаимосвязанных положений статей 2, 5, 8, 9, 26, 40, 41 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что федеральный закон определяет обеспечиваемый государством минимально допустимый уровень гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников) на всей территории Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать более высокий уровень и гарантии работникам по сравнению с федеральным законом. Повышенные размеры гарантийных выплат, иные льготы и преимущества для работников могут предусматриваться также в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах.

5. Выходное пособие относится к гарантиям увольняемых работников и выплачивается за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации). По смыслу статей 5, 6 и 178 Трудового кодекса Российской Федерации перечень оснований для выплаты выходного пособия уволенному работнику не является исчерпывающим. Следовательно, не исключается принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, содержащих предписания о дополнении перечисленных в федеральном законе оснований выплаты выходных пособий работникам, выполняющим работу на территории Республики Башкортостан.

Условия осуществления работником права на выходное пособие в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, регулируются статьями 39, 44 и 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан и статьями 73, 77, 83, 84 и 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Если федеральным законом вводится дифференцированный размер выходного пособия в зависимости как от оснований прекращения трудового договора, так и их последствий для отдельных категорий увольняемых работников - от двухнедельного среднего заработка до среднего месячного заработка, то в законе Республики Башкортостан, напротив, определяется единый минимальный размер выходного пособия - не ниже размера среднего месячного заработка работника. Кроме того, Трудовой кодекс Республики Башкортостан предоставляет право на выходное пособие увольняемым работникам, в частности, по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора. В отличие от него, согласно частям 5 и 6 статьи 73, пункту 2 статьи 81, статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации, такие гарантии и компенсации работодатель обязан предоставлять работнику, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой лишь массовое увольнение работников.

Таким образом, часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан предусматривает повышенные гарантии трудовых прав, что согласуется с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений и соответствует целям социального государства, провозглашенным в статье 11 Конституции Республики Башкортостан.

6. На органы государственной власти Республики Башкортостан возложена конституционная обязанность защищать и обеспечивать как основные принципы правового регулирования трудовых отношений, так и единые условия хозяйствования (статьи 8, 17, 18, 38, 39 и 40 Конституции Республики Башкортостан). Это диктует необходимость применения законов Республики Башкортостан в соответствии с их действительным смыслом и предназначением, а также с учетом обязательных требований, предъявляемых федеральным законом к законам и иным нормативным правовым актам Республики Башкортостан, содержащим нормы трудового права.

По смыслу федерального закона положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующие социально - трудовые отношения на региональном уровне, могут иметь различное содержание. По общему правилу нормы закона и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о повышенных гарантиях работникам конкретизируются договорным путем, за исключением случаев, когда в них содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре (статьи 23, 26, 27, 34, 35, 41, 45, 47 и 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан по характеру предписания является императивной и безусловной для всех работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности. Применение данной нормы не предполагает последующее коллективно - договорное регулирование и компенсацию дополнительных расходов работодателя за счет финансовых средств Республики Башкортостан, как того требует федеральный закон, что может привести к ухудшению финансово - экономического положения работодателя и уменьшению доходов, остающихся в его распоряжении после уплаты обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Это противоречит конституционному принципу обеспечения равной защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и запрету противопоставлять равнозначные конституционные ценности (статьи 8, 17, 19, 20 Конституции Республики Башкортостан).

Конституционно - правовой смысл части второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан может быть выявлен при уточнении критериев применения проверяемой нормы по кругу лиц и источникам покрытия затрат работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.

Данная норма имеет прямое действие и распространяется только на организации, полностью финансируемые из бюджета Республики Башкортостан, и организации со смешанным финансированием из бюджета Республики Башкортостан. Работникам указанных организаций, не согласным на продолжение работы в связи с изменением существенных условий трудового договора, выходное пособие выплачивается в размере не ниже среднего месячного заработка.

Аналогичный порядок применяется в отношении организаций, расположенных на территории Республики Башкортостан и не находящихся на полном (частичном) бюджетном финансировании Республики Башкортостан, лишь в случае заключения региональных и отраслевых соглашений по правилам статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации в пределах взятых уполномоченными органами государственной власти Республики Башкортостан на себя обязательств, а также в случае принятия закона Республики Башкортостан, предусматривающего финансирование или компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате исполнения законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, содержащих более высокий уровень трудовых прав и социальных гарантий по сравнению с федеральным законом.

В случаях отсутствия необходимого и достаточного финансового обеспечения указанных расходов из бюджета Республики Башкортостан часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан должна толковаться как имеющая для работодателей рекомендательный характер и требующая подтверждения в коллективном договоре или трудовом договоре.

На основании изложенного, руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75, 77, 79 и 107 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

постановил:

1. Признать положение части второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан соответствующим Конституции Республики Башкортостан в той мере, в какой данная норма предусматривает финансирование или компенсацию за счет средств бюджета Республики Башкортостан дополнительных расходов, возникших в результате выплаты выходного пособия в размере не ниже среднего месячного заработка при прекращении трудовых отношений в случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора.

2. Настоящее Постановление не может быть пересмотрено иным судом, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан

№ 22-П



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии