На главную

Новости Республики

15.11.2018
[prefix]УФА, 15 ноя 2018. /ИА «Башинформ», Альфия Аглиуллина/.[/prefix] Башкирия выделит 125 млн руб...
15.11.2018
[prefix]УФА, 15 ноя 2018. /ИА «Башинформ»/.[/prefix]Врио главы Башкирии Радий Хабиров ввел новый фор...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Постановление

установил:

1. Частью 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" предусматривается, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан и являющиеся инвалидами или пенсионерами, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ее размер на момент подачи жалоб составлял 370 рублей для реабилитированных лиц и 270 рублей для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Заявители считают, что данные меры социальной поддержки, установленные в меньшем объеме в сравнении с объемом льгот, ранее предоставлявшихся им в соответствии с Федеральным законом, являются ограничением их конституционных прав и просят признать указанную норму противоречащей части второй статьи 20 и части первой статьи 45 Конституции Республики Башкортостан, а также требуют восстановить льготы в натуральной форме, предоставлявшиеся им до 1 января 2005 года.

Как утверждает гражданин Г.П.Бочкарев, названной нормой нарушается также конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, поскольку ежемесячная денежная выплата ему предоставляется в меньшем объеме в сравнении с объемом льгот, которые он ранее получал в другом субъекте Российской Федерации.

2. Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть первая статьи 11, часть первая статьи 45 Конституции Республики Башкортостан).

Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Поэтому правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе жертв политических репрессий, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вопросы социальной защиты реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, регулируются Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". В статье 16 данного Закона (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ) до 1 января 2005 года было закреплено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на предоставление им льгот в натуральной и денежной формах. Расходы, связанные с оказанием льгот указанным лицам, производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419).

В новой редакции статьи 16, введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Частью 2 данной статьи закреплено, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки данной категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки жертв политических репрессий путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности этой категории граждан, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Льготы в натуральной форме для жертв политических репрессий названной статьей не предусмотрены.

При этом Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предписано, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2 статьи 153). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 1 декабря 2005 года N 462-О и от 18 апреля 2006 года 85-О, данное требование Федерального закона является гарантированным минимальным (базовым) уровнем социальной поддержки, которого должен придерживаться субъект Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки.

3. В Республике Башкортостан социальные гарантии и меры социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, установлены Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан).

3.1. В соответствии с первоначальной редакцией Закона Республики Башкортостан реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан и являющиеся инвалидами или пенсионерами, имели право на ежемесячную денежную выплату в размере 220 рублей - для реабилитированных лиц, 135 рублей - для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (часть 1 статьи 4). Размер ежемесячной денежной выплаты, установленной частью 1 настоящей статьи, подлежит индексации в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан (часть 2 статьи 4).

Индексация размеров ежемесячной денежной выплаты осуществлена с 1 июля 2006 года и с 1 января 2007 года (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 июня 2006 года N 176).

После окончания слушания настоящего дела Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2008 года N 81-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" ежемесячная денежная выплата установлена в следующих размерах: для реабилитированных лиц в размере 620 рублей, а для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, - в размере 520 рублей.

3.2. Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, установлены социальные гарантии, аналогичные льготам, ранее предусматривавшимся статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Согласно статье 3 Закона Республики Башкортостан реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на:

внеочередное оказание медицинской помощи;

первоочередную установку телефона;

внеочередной прием в стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

первоочередное приобретение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;

первоочередное вступление в жилищно-строительные, садоводческие и огороднические некоммерческие объединения граждан.

3.3. В систему социальной защиты отдельных категорий граждан, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2006 года и от 18 октября 2007 года), входит предоставление отдельным категориям граждан, в том числе жертвам политических репрессий, пособий на оплату проезда на общественном транспорте.

В Республике Башкортостан реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право проезда по единым социальным проездным билетам в пределах территории Республики Башкортостан на пассажирском транспорте общего пользования, а также на 50-процентную скидку со стоимости проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения в летний период (распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2005 года N 51-р, от 30 мая 2007 года N 577-р и от 21 июня 2007 года N 668-р).

4. Согласно исследованным в заседании документам Министерства финансов Республики Башкортостан и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в Республике Башкортостан ежегодно увеличивается общий объем финансирования мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в сравнении с объемом льгот и выплат, предоставлявшихся указанным лицам до 1 января 2005 года. Так, если расходы бюджета Республики Башкортостан в 2004 году на реализацию Закона Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" составляли 17916 тысяч рублей, то в 2007 году - 39695,1 тысяч рублей.

Как следует из материалов правоприменительной практики, суды общей юрисдикции, проверив часть 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" (в редакции от 28 июня 2007 года N 442-з) на соответствие статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, пришли к выводу, что "объем финансирования соответствующих льгот и выплат не был уменьшен и реформирование социальной сферы, основой которой является замена льгот в натуральной форме денежными компенсациями, произведено в рамках Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з, принятого в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ" (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июля 2008 года, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2009 года, дело N 49-Г 08-75).

Таким образом, из изложенного следует, что положения части 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 28 июня 2007 года N 442-з) в системе действующего правового регулирования социальной защиты жертв политических репрессий не могут рассматриваться как ухудшающие их материальное положение, поскольку меры социальной поддержки предоставляются им в объеме не ниже гарантированного (базового) уровня и допускают возможность дальнейшего повышения достигнутого уровня социальной защиты данной категории граждан, и, следовательно, не умаляют конституционные права жертв политических репрессий.

5. В своем обращении заявители просят отменить меру социальной поддержки, предоставляемую им в виде ежемесячной денежной выплаты, и восстановить льготы в натуральной форме, ранее предусматривавшиеся статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 декабря 2005 года N 502-О, ежемесячная денежная выплата не подлежит конвертации в натуральную форму. По своей правовой природе она является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий, и, таким образом, направлена на обеспечение стабильности гарантированного юридического статуса жертв политических репрессий.

Установление социальной поддержки, выбор ее форм для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации. В Республике Башкортостан при переходе к новой системе социальной защиты, предполагающей замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации, социальная поддержка реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в настоящее время предоставляется в натуральной и денежной формах.

6. Заявитель Г.П.Бочкарев полагает, что оспариваемой нормой нарушается конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, поскольку меры социальной поддержки предоставляются ему в меньшем объеме, чем объем льгот, который он получал до апреля 2005 года в другом субъекте Российской Федерации.

В своем Определении от 1 декабря 2005 года N 462-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что равенство лиц, имеющих одно и то же право на социальную поддержку, но проживающих в различных субъектах Российской Федерации, обеспечивается недопустимостью отказа со стороны субъекта Российской Федерации от установления мер социальной поддержки и требованием о сохранении базового уровня обеспечения по состоянию на 31 декабря 2004 года (с учетом индексации). Введение же субъектами Российской Федерации дополнительной по сравнению с базовым уровнем меры социальной поддержки осуществляется в пределах компетенции соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации и не может рассматриваться как нарушение принципа равенства. Принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, проживающим в различных субъектах Российской Федерации и относящимся к разным категориям; равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем.

Гражданин Бочкарев Г.П. после переезда в Республику Башкортостан получает меры социальной поддержки в том же объеме, что и другие реабилитированные лица, проживающие в Республике Башкортостан.

Руководствуясь частью 1 статьи 74, статьями 75, 76, 77, 78 и 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все


© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии