На главную

Новости Республики

25.05.2017
[prefix]УФА, 25 май 2017. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/.[/prefix] В Башкирии 26 мая ожидается силь...
25.05.2017
[prefix]УФА, 25 май 2017. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/.[/prefix] Открылась регистрация на республ...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Определения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Насырова Рашита Сагитовича на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2.5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года № УП-119

город Уфа

14 декабря 2016 года

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Р.Р. Каримовой, В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,

заслушав в заседании заключение судьи В.М. Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Р.С. Насыров, являющийся ветераном труда и лицом, ранее замещавшим государственную должность категории «В» государственной службы Республики Башкортостан, просит проверить конституционность законодательства Республики Башкортостан, содержащего положения, исключающие назначение доплаты к пенсии ветеранам труда, которым установлена пенсия за выслугу лет на государственной службе.

По заявлению Р.С. Насырова 22 апреля 2008 года Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Альшеевскому району ему было присвоено звание «Ветеран труда» и установлена доплата к трудовой пенсии по старости с учетом почетного звания «Заслуженный учитель Республики Башкортостан» . С 1 июня 2013 года доплата к пенсии заявителю как ветерану труда была прекращена в связи с назначением пенсии за выслугу лет государственной службы Республики Башкортостан.

Р.С. Насыров считает несправедливым положение, при котором правовое регулирование отношений в сфере социальной защиты лишает его права на пенсионное обеспечение по различным основаниям одновременно – как ветерана, имеющего почетное звание, и как государственного служащего.

2. Республика Башкортостан является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть первая статьи 11 Конституции Республики Башкортостан). В соответствии с конституционными нормами в Республике Башкортостан инвалиды и пожилые граждане находятся под защитой государства, им обеспечивается государственная поддержка и гарантируется социальное обеспечение (часть вторая статьи 11, часть первая статьи 42 и часть первая статьи 45 Конституции Республики Башкортостан).

В Республике Башкортостан конституционно провозглашен равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе; труд свободен, каждый в Республике Башкортостан имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 34 и часть первая статьи 40 Конституции Республики Башкортостан).

В силу статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной на основе интерпретации статьи 71 (пункты «г» и «т») и статьи 72 (пункты «к» и «н» части 1) Конституции Российской Федерации, сфера регулирования государственной гражданской службы относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (Постановление от 3 февраля 2009 года № 2-П).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 и пункт 3.1 статьи 26.3).

Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Средства, необходимые для реализации мер социальной поддержки, выделяются из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт 3 статьи 8, статья 22, пункт 2 статьи 10).

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации (федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации), правовое положение (статус) гражданского служащего урегулированы в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Условия пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно пункту 4 его статьи 7 условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Республике Башкортостан правовые гарантии социальной защиты ветеранов труда установлены Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/38 «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил». Регулирование соответствующих отношений производится рядом положений, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года № 272 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил».

Пенсионное обеспечение государственного служащего урегулировано Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан». Данные законоположения конкретизируются в Положении о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденном Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года № УП-119.

3. Истребованными по конституционной жалобе материалами подтверждается, что Р.С. Насыров, имеющий статус ветерана труда и лица, замещавшего государственную должность категории «В» государственной службы Республики Башкортостан, исходя из выраженного им волеизъявления, с 8 мая 2013 года получает пенсию за выслугу лет, назначенную по нормам Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» .

Правовым основанием для прекращения ранее назначенной Р.С. Насырову ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда послужил пункт 2.5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года № УП-119, согласно которому пенсии, предусмотренные данным Положением, не назначаются и не выплачиваются лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Башкортостан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.

Согласно неоднократно выраженной правовой позиции Конституционного Суда Республики Башкортостан, решение вопросов, касающихся установления конкретных мер социальной защиты и их размера, а также определения перечня лиц, на которых распространяются эти меры социальной поддержки, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Башкортостан составляет дискреционное правомочие уполномоченных на то органов государственной власти  Республики Башкортостан (постановления от 21 мая 2008 года          № 29-П и от 30 апреля 2009 года № 30-П; определения от 14 июля 2009 года № 38-О, от 7 апреля 2010 года № 48-О).

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, органы государственной власти Республики Башкортостан в целях урегулирования пенсионного обеспечения государственных служащих приняли Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года                 «О государственной службе Республики Башкортостан» и основанное на нем Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, закрепив правило предоставления мер социальной поддержки лицу, имеющему одновременно несколько специальных правовых статусов, по одному основанию по его выбору, если законодательством не предусмотрено иное.

Предоставление гражданам права выбора вида социальной поддержки, в том числе пенсии или доплаты к ней, направлено на учет их интересов, на реализацию возможности получать пенсионное обеспечение в более высоком размере. При этом выбор гражданином пенсии того или иного вида влечет для него наступление определенных юридических последствий, которые устанавливаются исходя из целевого назначения соответствующего вида пенсии, ее связи с предшествующей трудовой или иной общественно полезной деятельностью пенсионера.

Исходя из содержания и круга обязанностей публично-правовых образований в сфере социальной защиты и принципов равенства, справедливости и соразмерности, законодатель Республики Башкортостан установил, что лица, выступающие носителем одновременно различных специальных правовых статусов, вправе избрать по своему усмотрению индивидуальный правовой статус личности, учитывающий специфику приобретенных ею прав, законных интересов, льгот и преимуществ, включая социальные выплаты (Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2012 года № 59-О).

Таким образом, указанная правовая позиция Конституционного Суда Республики Башкортостан сохраняет свою силу, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии неопределенности в оспариваемом заявителем нормативном положении, а его жалоба не подлежит рассмотрению в процедуре конституционного судопроизводства, поскольку обращение в соответствии с требованиями пункта «б» части 1 статьи 46 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» не является допустимым.

4. Гражданин Р.С. Насыров, получающий пенсию за выслугу лет государственной службы Республики Башкортостан и являясь ветераном труда, фактически предлагает дополнить действующее законодательство нормой, позволяющей ему получать и доплат у к пенсии как ветерану, имеющему почетное звание Республики Башкортостан.

Между тем решение этого вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Башкортостан, установленным статьей 106 Конституции Республики Башкортостан и статьей 3 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».  Возможность получать две доплаты к пенсии одновременно по своему характеру является льготой; определение же правовых оснований предоставления гражданам пенсионных льгот, оценка целесообразности предоставления льгот той или иной категории лиц, сужение или расширение круга их получателей также входит в компетенцию законодателя, а не Конституционного Суда Республики Башкортостан.

С учетом вышеизложенного, данная жалоба не может быть рассмотрена в процедуре конституционного судопроизводства.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом «а» части 2 статьи 38, пунктами «а», «б» части 1 статьи 46 и частью 2 статьи 74 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Насырова Рашита Сагитовича, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым, а также в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.

2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.

3. Уплаченная госпошлина подлежит возврату.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд

Республики Башкортостан

№ 94-О



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии