На главную

Новости Республики

25.05.2017
[prefix]УФА, 25 май 2017. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/.[/prefix] В Башкирии 26 мая ожидается силь...
25.05.2017
[prefix]УФА, 25 май 2017. /ИА «Башинформ», Галия Набиева/.[/prefix] Открылась регистрация на республ...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Определения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фархутдиновой Фаниры Хайбрахмановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года № 12/22 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

город Уфа 24 ноября 2015 года

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Р.Р. Каримовой, В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,

заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р. Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» предварительное изучение обращения,

установил:

1.В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданка Ф.Х. Фархутдинова оспаривает конституционность пункта 2 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года № 12/22 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан», установившего норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Из представленных заявительницей материалов следует, что Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан своим решением от 10 июня 2010 года обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить заявительнице, ее супругу – З.М. Фархутдинову, дочерям – И.З. Фархутдиновой и Э.З. Фархутдиновой, зятю – М.М. Шафикову и внучке – несовершеннолетней Е.М. Шафиковой вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, но не менее 84 кв. м. общей площади, а также с учетом права Ф.Х. Фархутдиновой на пользование дополнительной жилой площадью.

На основании данного судебного решения семье Фархутдиновых была предоставлена 3-комнатная квартира общей площадью 84,7 кв. м. Однако, как полагает заявительница, при этом не было учтено ее право на пользование дополнительной жилой площадью, предусмотренное частью шестой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Семья Фархутдиновых обратилась в Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении заявительнице жилого помещения общей площадью не менее 18 кв. м. Решением данного суда от 13 декабря 2012 года в удовлетворении исковых требований было отказано. Суды апелляционной и кассационной инстанций данное судебное решение оставили без изменений.

По мнению заявительницы, принятие судами общей юрисдикции вышеуказанных решений явилось следствием неверной трактовки правоприменительными органами содержания пункта 2 оспариваемого Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в результате чего были нарушены ее конституционные права как человека, гражданина и инвалида, предусмотренные статьями 18, 45 и 46 Конституции Республики Башкортостан.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные Ф.Х. Фархутдиновой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

2.1. Согласно конституционным нормам Республика Башкортостан является демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Республики Башкортостан как государства. Республика Башкортостан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть первая статьи 1, статья 2 и часть первая статьи 11 Конституции Республики Башкортостан).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Конституция Республики Башкортостан, закрепляя в статье 46 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть вторая); при этом предусматривается, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть третья).

2.2. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1; статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

На федеральном уровне действует Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с этими законами указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (части 2 и 7 статьи 5).

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации для малоимущих граждан, признанных по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предусмотрено предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Основанным на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации Законом Республики Башкортостан от 2 декабря 2005 года № 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан», в частности, определен перечень документов, предъявляемых гражданином, претендующим на признание его малоимущим (статья 5), установлены порядок признания гражданина-заявителя малоимущим (статья 7), порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (статьи 14 – 18).

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, к числу которых, в частности, относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления). Она устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (части 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 абзаца первого статьи 4 Закона Республики Башкортостан «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан»).

Вместе с тем, часть 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне.

На территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан норма предоставления установлена Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года № 12/22 (в редакции Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 апреля 2015 года № 44/10), в соответствии с пунктом 2 которого она составляет 14 кв. м. общей площади на одного человека.

Конституционный Суд Республики Башкортостан, исследовав представленные материалы, пришел к выводу, что Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, устанавливая норму представления в конкретном размере, исходил из общей трактовки данного понятия, содержащейся в Жилищном кодексе Российской Федерации, и действовал в рамках полномочий, установленных федеральным и республиканским законодательством.

Доводы, приведенные заявительницей в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что она фактически ставит вопрос о проверке правильности применения и истолкования оспариваемой ею нормы во взаимосвязи с положениями федерального законодательства судами общей юрисдикции при разрешении конкретного гражданского дела. Между тем Конституционный Суд Республики Башкортостан исходит из преюдициального значения вступивших в законную силу судебных актов, как того требуют положения части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и части 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан». Поэтому такая проверка в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан не входит.

2.3. Не может быть рассмотрено в процедуре конституционного контроля и требование заявительницы о проверке правильности учета Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан при предоставлении ее семье жилья, а в последующем - судами общей юрисдикции при рассмотрении ее исковых требований к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан того факта, что она – инвалид и ей по законодательству полагается дополнительная жилая площадь.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», часть шестая статьи 17 которого предусматривает, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правильность применения органами государственной власти, в том числе судами общей юрисдикции, а также органами местного самоуправления вышеприведенного федерального законоположения не может быть рассмотрена в процедуре конституционного судопроизводства, поскольку находится вне компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан.

Исходя из изложенного и руководствуясь подпунктом «д» пункта 1, пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом «а» части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, частью 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.Х. Фархутдиновой, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.

2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан не может быть пересмотрено иным судом.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд

Республики Башкортостан

№ 92-О



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии