На главную

Новости Республики

20.08.2017
[prefix]УФА, 20 авг 2017. /ИА «Башинформ», Лейла Аралбаева/.[/prefix] В новый концертный сезон, кото...
17.08.2017
[prefix]УФА, 17 авг 2017. /ИА «Башинформ», Алим Фаизов/.[/prefix] В Единый день голосования, 10 се...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Определения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Садретдиновой Гульнары Бакиджановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3.14 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2006 года № 275 «О реализации Закона Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках»»

город Уфа

13 октября 2015 года

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Р.Р. Каримовой, В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,

заслушав в заседании заключение судьи Р.Р. Каримовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданка Г.Б. Садретдинова просит проверить конституционность пункта 3.14 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2006 года № 275 «О реализации Закона Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках»» (далее - Положение), в соответствии с которым пенсионеры, указанные в пункте 1.2 Положения, переехавшие в сельский населенный пункт или рабочий поселок Республики Башкортостан из других субъектов Российской Федерации, имеют право на получение ежемесячной компенсационной выплаты при условии начисления платы за жилое помещение, отопление и освещение, если они проработали не менее 10 лет в государственных или муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности или рабочих поселках Республики Башкортостан, в должностях специалистов, указанных в статье 1данного Закона Республики Башкортостан.

По мнению заявительницы, вышеизложенное условие пункта 3.14 Положения не предусмотрено Законом Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» и ведет к нарушению принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, ущемлению права на получение мер социальной поддержки тех специалистов, которые свой стаж наработали в других субъектах Российской Федерации, что противоречит части первой статьи 17, части второй статьи 19 и части второй статьи 20 Конституции Республики Башкортостан.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия конституционной жалобы Г.Б. Садретдиновой к рассмотрению.

2.1. Республика Башкортостан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть первая статьи 11, часть первая статьи 45 Конституции Республики Башкортостан).

Защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты «б», «е», «ж» и «к» части 1; статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в их числе организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3), а также право органов государственной власти субъекта Российской Федерации по указанным вопросам принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3).

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160).

Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим на момент принятия оспариваемого акта, предусматривалось, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. По смыслу и содержанию его статьи 55 (абзац третий пункта 5) размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, определяются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Данное законоположение сохранило свою силу и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 8 статьи 47).

В Республике Башкортостан меры социальной поддержки отдельных категорий специалистов, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках на территории Республики Башкортостан, а также особенности оплаты труда отдельных категорий специалистов, работающих в указанных населенных пунктах, урегулированы Законом Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года № 238-з «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» (далее - Закон Республики Башкортостан).

Республиканский законодатель делегировал Правительству Республики Башкортостан полномочие по определению размера и условий предоставления ежемесячной компенсационной выплаты, а также порядка возмещения расходов и предоставления, предусмотренных им мер социальной поддержки (статья 5 Закона Республики Башкортостан).

Правительство Республики Башкортостан участвует в проведении единой федеральной политики в области социального обеспечения, а также в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение (пункт 8 статьи 96 и часть вторая статьи 97 Конституции Республики Башкортостан). Таким образом, принимая Постановление от 25 сентября 2006 года № 275 «О реализации Закона Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках», которым утверждено оспариваемое Положение, Правительство Республики Башкортостан действовало в рамках полномочий, принадлежащих ему в силу федерального и республиканского законодательства.

По смыслу части третьей статьи 97 Конституции Республики Башкортостан акты Правительства Республики Башкортостан, принятые в пределах полномочий, обязательны к исполнению на территории Республики Башкортостан. Осуществление Правительством Республики Башкортостан указанного полномочия, будучи связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина, предполагает, что соответствующее постановление Правительства Республики Башкортостан направлено на социальное обеспечение, гарантированное статьей 45 Конституции Республики Башкортостан.

2.2. Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2006 года № 275, разработано в соответствии с Законом Республики Башкортостан и определяет порядок предоставления специалистам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в денежной форме в виде ежемесячной компенсационной выплаты (пункт 1.1 Положения).

В соответствии с его пунктом 3.14 порядок предоставления ежемесячной компенсационной выплаты, установленный разделом 3 Положения, распространяется также на случаи, когда пенсионеры, указанные в пункте 1.2 (в числе которых бывшие педагогические работники), переехали в сельский населенный пункт и рабочий поселок Республики Башкортостан из других субъектов Российской Федерации, при условии, что:

они проработали не менее 10 лет в государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности или рабочих поселках Республики Башкортостан, в должностях специалистов, указанных в статье 1 Закона Республики Башкортостан;

на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения как специалисту, проживающему и работающему в сельской местности или рабочем поселке.

Закрепленные в норме условия, определяющие право на получение ежемесячной компенсационной выплаты, исходят из смысла части 4 статьи 2 Закона Республики Башкортостан.

Из содержания вышеприведенных норм федерального и республиканского законодательства следует, что данные выплаты носят целевой характер и направлены на поддержку материального благополучия, в частности, данной категории пенсионеров, в силу их экономической и социальной уязвимости. Правовая природа таких выплат обусловлена тем, что они выступают в качестве дополнительных мер социальной поддержки и финансируются в полном объеме за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 декабря 2005 года №462-О, введение субъектами Российской Федерации дополнительной по сравнению с базовым уровнем меры социальной поддержки осуществляется в пределах компетенции соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и не может рассматриваться как нарушение принципа равенства.

Следовательно, уполномоченный орган государственной власти Республики Башкортостан при реализации дискреционного полномочия вправе как определять круг лиц, обладающих правом на получение указанных мер социальной поддержки, а также условия и порядок использования этого права, так и отменять дополнительные меры в случае отсутствия или необходимости перераспределения собственных финансовых средств.

Ограничение права на получение в Республике Башкортостан мер социальной поддержки вышеуказанной категорией пенсионеров обусловлено требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации об установлении и исполнении расходных обязательств публично-правовых образований, вытекающих из принципов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 28, 29, 30,74.1 и др.). Так, принцип самостоятельности бюджетов, в частности, означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации; расходы по обязательствам субъектов Российской Федерации устанавливаются путем принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (статьи 8 и 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Республики Башкортостан пришел к выводу, что пункт 3.14 Положения по своему конституционно-правовому смыслу направлен на повышение уровня материальной поддержки указанной категории педагогов-пенсионеров, принят с учетом бюджета Республики Башкортостан и основан на положениях Конституции Республики Башкортостан. Данное правовое регулирование в равной мере распространяется на всех лиц, проработавших не менее 10 лет в должностях педагогических работников в сельской местности республики, направлено на обеспечение адресности социальной защиты названной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.

По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.

Поскольку в вопросе о конституционности оспариваемого заявительницей положения неопределенность отсутствует, ее обращение не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом «а» части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктами «а» и «б» части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Садретдиновой Гульнары Бакиджановны, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд

Республики Башкортостан

№89-О



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии