На главную

Новости Республики

15.11.2018
[prefix]УФА, 15 ноя 2018. /ИА «Башинформ», Альфия Аглиуллина/.[/prefix] Башкирия выделит 125 млн руб...
15.11.2018
[prefix]УФА, 15 ноя 2018. /ИА «Башинформ»/.[/prefix]Врио главы Башкирии Радий Хабиров ввел новый фор...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Определения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

об отказе в принятии к рассмотрению коллективной жалобы жителей Абзелиловского района Республики Башкортостан на нарушение их конституционных прав подпунктом «а» пункта 1.3 Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года № 165

 

город Уфа

« 19 » октября 2018 года

 

 

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,

         заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р. Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» предварительное изучение обращения,

установил:

1.                Граждане Амангильдина Назиля Фаниловна, Байтурина Римма Зиннуровна, Вафина Альфия Алмасовна, Галина Эльвина Рифовна, Даутова Айгуль  Иргалиевна, Задина Миляуша Рашитовна, Суфьяновна Гузель Салаватовна, Тагирова Элина Фанилевна, Фатхуллина Гузелия Иксановна, Хафизова Диана Хамзаевна, Хуснутдинова Зифа Илшатовна и Абдулгазина Нурида Мавлитовна в своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан просят проверить конституционность подпункта «а» пункта 1.3 Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года № 165.

Оспариваемая заявителями норма в качестве условия приобретения права на получение социальной выплаты семьей, члены которой являются гражданами Российской Федерации, проживающей на территории Республики Башкортостан, предусматривает требование о том, чтобы первый ребенок в семье был рожден на территории Республики Башкортостан в период с 1 января 2017 года до 1 января 2019 года.

Из конституционной жалобы видно, что заявители являются жителями Абзелиловского района Республики Башкортостан, постоянно проживающими на территории республики, у которых, как они указывают, «в силу объективных причин (отсутствие надлежащих условий для качественного оказания услуг по родоразрешению на территории Абзелиловского района) биологическое рождение первого ребенка произошло на территории Челябинской области – в медицинских учреждениях г. Магнитогорск».

По мнению заявителей, они, как пациенты, воспользовались своим правом выбора медицинского учреждения, однако буквальное толкование оспариваемой нормы и сложившаяся правоприменительная практика необоснованно лишают их права на получение вышеназванной социальной выплаты, нарушая тем самым их конституционные права и свободы.

2. Республика Башкортостан – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Республике Башкортостан обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливаются республиканские пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 11 Конституции Республики Башкортостан).

Семья, материнство, отцовство, детство, инвалиды и пожилые граждане находятся под защитой Республики Башкортостан (часть первая статьи 42 Конституции Республики Башкортостан). Конституция Республики Башкортостан гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть первая статьи 45). Каждый в Республике Башкортостан имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть первая статьи 43 Конституции Республики Башкортостан).

Согласно Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Для урегулирования указанных вопросов на федеральном уровне приняты федеральные законы: от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и другие.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 24 пункта 2 и пункт 3.1 статьи 26.3).

В Республике Башкортостан для реализации ее полномочий в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства приняты законы Республики Башкортостан:  от 12 ноября 1991 года № ВС-9/74 «О молодежной политике в Республике Башкортостан», от 5 ноября 1993 года № ВС-21/19 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан», от 31 декабря 1999 года № 44-з «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан», от 24 июля 2002 года № 350-з «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан», от 17 декабря 2004 года № 132-з «О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан» и другие. Для обеспечения исполнения требований указанных законов в Кодексе Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 года № 413-з предусмотрена отдельная статья 2.6, устанавливающая административную ответственность за нарушение прав молодых семей на получение мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий.

3. В целях поддержки молодых семей и повышения рождаемости в Республике Башкортостан 9 марта 2017 года Главой Республики Башкортостан принят Указ № УГ-32 «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан», которым установлена единовременная социальная выплата при рождении первого ребенка с 1 января 2017 года на приобретение (строительство) жилого помещения или для погашения остатка основного долга по ипотечному кредиту (займу) в размере 300 тысяч рублей семьям, признанным в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан, нуждающимися в жилом помещении, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет.

Данная социальная выплата, по своей сути, представляет собой дополнительную меру социальной поддержки, обеспечиваемую за счет средств бюджета Республики Башкортостан сверх гарантированного на федеральном уровне базового уровня социальной защиты.

Уполномоченные органы государственной власти Республики Башкортостан, вводя названную социальную выплату и определяя  порядок ее предоставления семье при рождении первого ребенка, обладали широкой дискрецией. В их компетенцию входило не только установление размера данной социальной выплаты, но и определение  целевого назначения ее использования, а также установление дополнительных требований к семьям, обладающим правом на получение этой помощи.

Это вытекает из положений статьи 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование таких полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части третья и четвертая).

Таким образом, введенная в 2017 году в Республике Башкортостан единовременная социальная выплата при рождении первого ребенка в силу того, что является дополнительной мерой социальной поддержки, не затрагивает провозглашенных в Конституции Республики Башкортостан прав и свобод граждан.

4. Во исполнение Указа Главы Республики Башкортостан от 9 марта 2017 года № УГ-32 оспариваемым заявителями Постановлением Правительства Республики Башкортостан  от 18 апреля 2017 года № 165 утвержден Порядок предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка (далее – Порядок).

Согласно Порядку «под нуждающейся в жилом помещении понимается семья, признанная органом местного самоуправления Республики Башкортостан по месту ее постоянного жительства нуждающейся в жилых помещениях, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (абзац пятый пункта 1.3).

Социальная выплата в размере 300 тысяч рублей, предоставляемая за счет бюджета Республики Башкортостан, в соответствии с пунктом 1.4 Порядка может быть использована семьей:

а) для оплаты приобретаемого (строящегося) жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома, за исключением случая, предусмотренного пунктом «б» указанного пункта);

б) для строительства индивидуального жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства индивидуального жилого дома;

в) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Пункт 1.3 Порядка предусматривает, что право на получение социальной выплаты имеет семья, члены которой являются  гражданами Российской Федерации, проживающая на территории Республики Башкортостан, соответствующая следующим условиям:

а) первый ребенок в семье рожден в период с 1 января 2017 года до 1 января 2019 года;

б) возраст каждого из родителей на момент рождения ребенка не превышает 35 лет;

в) семья является нуждающейся в жилом помещении.

Как показал анализ представленных Конституционному Суду материалов, заявители оспаривают не действующую, а первоначальную редакцию подпункта «а» пункта 1.3 Порядка, который в дополнение к существующим условиям содержал требование о том, чтобы ребенок был рожден на территории Республики Башкортостан.

Прежняя редакция оспариваемого пункта Порядка действовала на момент подачи конституционной жалобы, однако в период предварительного изучения в Конституционном Суде Республики Башкортостан данного обращения она была изменена.

В соответствии с первоначальной редакцией подпункта «а» пункта 1.3 Порядка заявители, действительно, не входили в число получателей вышеназванной социальной выплаты. Однако с изменением редакции указанной нормы они приобрели право на ее получение.

Согласно части 2 статьи 46 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Республики Башкортостан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Поскольку, как ранее было установлено, оспариваемый акт не затрагивает конституционных прав и свобод граждан, Конституционный Суд Республики Башкортостан отказывает в принятии жалобы заявителей к рассмотрению. 

Исходя из изложенного, руководствуясь подпунктом «г» пункта 1 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, частью 2 статьи 38, пунктом «б» части 1и частью 2 статьи 46, частью 2 статьи 74 и статьей 77  Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы заявителей в силу того, что она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан признается допустимым. 

2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).

 

 

№ 113-О

Конституционный Суд

Республики Башкортостан

 



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии