На главную

Новости Республики

17.10.2018
[prefix]УФА, 17 окт 2018. /ИА «Башинформ»/.[/prefix]17 октября в Доме Республики врио Главы Башкирии...
17.10.2018
[prefix]УФА, 17 окт 2018. /ИА «Башинформ»/.[/prefix] После своего первого [a=http://www.bashinform.r...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Определения


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки N на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 16 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2018 года № 40 «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты единовременного денежного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей)»

 

город Уфа

« 18 »  сентября 2018 года

 

 

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Ф.Р. Муратшина, В.М. Крылова,

заслушав в заседании заключение судьи В.М. Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» предварительное изучение обращения,

установил:

1. Гражданка N просит проверить конституционность пункта 16 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2018 года № 40 «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты единовременного денежного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей)» (далее – Постановление № 40, Порядок). Порядок был утверждён постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 августа 2011 года № 297.

Указанными изменениями пункт 2.16 Порядка дополнен подпунктом «д», согласно которому основанием для отказа заявителю в распоряжении средствами (частью средств) единовременного денежного пособия является приобретение жилого помещения у супруга (супруги).

По мнению заявительницы, оспариваемая норма в силу неопределённости противоречит Конституции Республики Башкортостан, ее статьям 11, 20, 38, 42 и не подлежит применению, так как права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. N считает, что пункт 16 Постановления № 40 противоречит также федеральному законодательству – статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации и статье 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми разрешены имущественные сделки между близкими родственниками, в том числе между супругами.

2.  Республика Башкортостан является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;  в Республике Башкортостан обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, устанавливаются республиканские пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 11 Конституции Республики Башкортостан).  Республика Башкортостан обеспечивает содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (часть четвертая статьи 42 Конституции Республики Башкортостан). В Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (часть первая статьи 45 Конституции Республики Башкортостан).

В силу статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей. По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 и пункт 3.1 статьи 26.3).

Единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, устанавливает Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно его статье 2 законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

На федеральном уровне действует также Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», определяющий в части 2 статьи 1, что  органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В Республике Башкортостан в целях реализации указанных положений федеральных законов 28 апреля 2011 года принят Закон Республики Башкортостан № 383-з «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), в Республике Башкортостан», который регулирует вопросы установления размеров и условий выплаты единовременного денежного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей). Согласно статьи 6 данного закона порядок назначения и выплаты единовременного денежного пособия и порядок подтверждения его целевого использования определяются Правительством Республики Башкортостан.

Действуя в соответствии с предоставленным ему полномочием, Правительство Республики Башкортостан постановлением от 23 августа 2011 года № 297 утвердило Порядок назначения и выплаты единовременного денежного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), который регламентирует процедуры назначения и выплаты единовременного денежного пособия, а также механизм подтверждения его целевого использования.

Таким образом, право на получение единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка по своей правовой природе является дополнительной мерой социальной поддержки усыновителей, установленной за счет средств бюджета Республики Башкортостан сверх гарантированного на федеральном уровне.

2.1. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 27 марта 2018 года № 13-П указал, что законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе как определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки), в том числе с учетом принципа адресности и на основе оценки нуждаемости, так и изменять правовое регулирование в указанной сфере.

Согласно неоднократно выраженной правовой позиции Конституционного Суда Республики Башкортостан решение вопросов, касающихся установления конкретных мер социальной защиты и их размера, а также определения перечня лиц, на которых распространяются эти меры социальной поддержки, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Башкортостан составляет дискреционное правомочие уполномоченных на то органов государственной власти  Республики Башкортостан (постановления от 21 мая 2008 года № 29-П и от 30 апреля 2009 года № 30-П; определения от 14 июля 2009 года № 38-О, от 7 апреля 2010 года № 48-О).

Внося в действующее правовое регулирование, закрепленное в Порядке назначения и выплаты единовременного денежного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), изменения в целях совершенствования механизма реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, Правительство Республики Башкортостан исходило из требований Конституции Республики Башкортостан, федерального и республиканского законодательства и действовало в пределах своей компетенции как орган государственной власти Республики Башкортостан.

Утверждая об ограничении конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения и защиты, N, по существу, оспаривает изменение перечня оснований для отказа в распоряжении средствами единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), назначенным, как ранее отмечено, в качестве дополнительной меры социальной поддержки. Однако разрешение данного вопроса является прерогативой органа государственной власти, издавшего нормативный правовой акт, и не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан, определенной статьей 106 Конституции Республики Башкортостан и статьей 3 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».

Поскольку нормативное положение, принятое в рамках полномочий Правительства Республики Башкортостан, – об отказе заявителю в распоряжении средствами единовременного денежного пособия при приобретении жилого помещения у супруга (супруги), направленное на предотвращение нецелевого использования пособия, – не затрагивает  конституционных прав и свобод заявительницы, Конституционный Суд Республики Башкортостан не усматривает какой-либо неопределенности в оспариваемой N норме. В силу этого жалоба, как не отвечающая требованиям допустимости обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан, не может быть принята к рассмотрению.

По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.

3. Требование N о проверке соответствия обжалуемой правовой нормы федеральному законодательству не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан, поскольку разрешение данного вопроса не входит в его полномочия, установленные статьей 3 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом «а» части 2 статьи 38, пунктами «а», «б» части 1 статьи 46 и частью 2 статьи 74 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки N, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», в соответствии с которыми обращение признается допустимым, а также в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.

2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).  

 

 

№ 111-О

Конституционный Суд

Республики Башкортостан

 



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии