На главную

Новости Республики

22.09.2018
[prefix]УФА, 22 сен 2018. /ИА «Башинформ», Ксения Калинина/.[/prefix] В Уфе 22 сентября на заседании...
22.09.2018
[prefix]УФА, 22 сен 2018. /ИА «Башинформ», Ксения Калинина/.[/prefix] В Доме Госсобрания РБ 22 сентя...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Определения

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Посохова Алексея Юрьевича на нарушение конституционных прав частью второй статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О транспортном налоге»

 

город Уфа

« 06 » июня 2018 года

 

 

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,

            заслушав в заседании заключение судьи В.М. Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин А.Ю. Посохов оспаривает конституционность части второй статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года № 365-з «О транспортном налоге», определяющей круг субъектов, которые освобождаются от уплаты транспортного налога. Оспариваемые положения вышеназванного нормативного правового акта не  включают многодетные семьи в данный перечень.

По мнению заявителя, отсутствие налоговой льготы для многодетных семей в виде освобождения от уплаты транспортного налога влечет нарушение конституционных прав и свобод граждан в Республике Башкортостан и противоречит принципам справедливости и равенства.

Гражданин А.Ю. Посохов также предлагает внести необходимые поправки в соответствующий федеральный закон в целях уравнивания в правах граждан Российской Федерации, проживающих в субъектах Российской Федерации, имеющих налоговые льготы по уплате транспортного налога для многодетных семей в виде частичного или полного освобождения от уплаты налога, и жителей иных регионов, в том числе Республики Башкортостан,  где подобные льготы не предусмотрены.

2. Согласно статье 72 (пункт «и» части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).

3. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт 3 статьи 14 и статья 356).

В Республике Башкортостан 27 ноября 2002 года принят Закон № 365-з «О транспортном налоге», статьей 3 которого определены категории налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты транспортного налога. Законодатель в рамках предоставленных ему полномочий установил льготу по этому налогу для ряда категорий граждан, не предусмотрев ее распространение на многодетные семьи.

Тем самым было установлено различное законодательное регулирование налогообложения граждан - владельцев транспортных средств, которое предполагает дифференциацию при уплате транспортного налога в зависимости от категории налогоплательщиков.

 Заявитель фактически ставит перед Конституционным Судом Республики Башкортостан вопрос об изменении порядка и основания освобождения от обязанности по уплате транспортного налога. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов по своей природе – льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (Постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П и от 2 декабря 2013 года № 26-П, Определения от 5 июля 2001 года № 162-О, от 24 февраля 2011 года № 171-О-О).

Таким образом, вопрос установления налоговых льгот по транспортному налогу, в том числе и в отношении многодетных семей, находится в компетенции Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан – высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан.

4. Требования об уменьшении размера или освобождении от уплаты транспортного налога, предоставлении льгот для его плательщиков, сходные с требованиями А.Ю. Посохова, ранее являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан. Согласно его правовым позициям, сохраняющим свою силу, «решение вопроса об освобождении ветеранов труда от уплаты транспортного налога возможно лишь путем внесения изменений в Закон Республики Башкортостан «О транспортном налоге», что входит в компетенцию Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Оценка целесообразности предоставления льгот той или иной категории налогоплательщиков, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан не входит» (Определение от 4 февраля 2008 года № 29-О); «вопросы увеличения или уменьшения размера налогообложения, введения дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса относятся к дискреционным полномочиям высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан и решаются им по своему усмотрению, исходя из финансовых возможностей республики. Конституционный Суд Республики Башкортостан не вправе вторгаться в законотворческую сферу» (Определения от 1 июня 2010 года № 50-О, от 24 ноября 2015 года № 91-О).

В связи с тем, что право на установление льгот по транспортному налогу является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Башкортостан, установленную статьей 106 Конституции Республики Башкортостан и статьей 3 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», жалоба заявителя не может быть рассмотрена в процедуре конституционного судопроизводства ввиду неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленного в ней вопроса.

Поскольку законоположения, принятые в рамках полномочий Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, определяющие круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы по транспортному налогу, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, Конституционный Суд Республики Башкортостан не усматривает какой-либо неопределенности в оспариваемой гражданином А.Ю. Посоховым норме закона. В силу этого жалоба, как не отвечающая требованиям допустимости обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан, не может быть принята к рассмотрению.

5. Требование А.Ю. Посохова о внесении поправок в федеральный закон не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан, поскольку разрешение данного вопроса не входит в его полномочия, установленные статьей 3 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».

Исходя из изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом «а» части 2 статьи 38, пунктами «а» и «б» части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьей 77 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Посохова Алексея Юрьевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Республики Башкортостан неподведомственно и поскольку она не отвечает требованиям  Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Республики Башкортостан признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан», на «Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).

 

 

№ 110-О

Конституционный Суд

   Республики Башкортостан

 



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии