На главную

Новости Республики

10.12.2018
[prefix]УФА, 10 дек 2018. /ИА «Башинформ»/.[/prefix] Указом, подписанным врио главы Башкирии Радием ...
10.12.2018
[prefix]УФА, 10 дек 2018. /ИА «Башинформ»/.[/prefix] В Уфе, в Президент-отеле, прошел открытый респу...

Контакты

Адрес: г. Уфа, ул. Тукаева, дом 46
                450101
E-mail: ksrb@bashkortostan.ru
Тел.: +7 (347) 280–86-30
Факс: +7 (347) 250-63-71


Определения


 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Флюра Миншарифовича на нарушение конституционных прав частью 2 статьи 6 Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан»

 

город Уфа

« 30 » мая 2018 года

 

 

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Ф.Р. Муратшина, В.М. Крылова,

          заслушав в заседании заключение судьи В.М. Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» предварительное изучение обращения,

установил:

1.  В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Ф.М. Галимов просит признать неконституционной часть 2 статьи 6 Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан», устанавливающую, что преподавание и изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Башкортостан, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Заявитель считает, что поскольку утверждение федеральных государственных образовательных стандартов относится к полномочиям федеральных органов государственной власти, Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан», содержащий оспариваемое положение, не может предписывать применение этих стандартов при преподавании башкирского языка, который является государственным языком Республики Башкортостан.

По мнению Ф.М. Галимова, приведенная норма не подлежит применению как не соответствующая статьям 1, 20, частям первой и второй статьи 47 Конституции Республики Башкортостан, а также части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и препятствует проживающим в Республике Башкортостан гражданам изучать башкирский язык.

2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Согласно Конституции Республики Башкортостан, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также изучение государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан (части первая и вторая статьи 47).

Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В Республике Башкортостан создаются условия для свободного изучения государственных языков Республики Башкортостан (часть четвертая статьи 1, статья 32, часть вторая статьи 54 Конституции Республики Башкортостан).  

Общие вопросы образования, науки и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «е» части 1; статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3).

   На федеральном уровне действует также Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», в соответствии с которым республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои государственные языки; граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка образования в соответствии с законодательством об образовании (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 9).

Данные законоположения конкретизирует часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающую, что в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В Республике Башкортостан вопросы сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Республики Башкортостан регулируются Законом Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года № 216-з «О языках народов Республики Башкортостан».

Во исполнение и развитие указанных федеральных требований 1 июля 2013 года принят Закон Республики Башкортостан № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан», в соответствии с частью 2 статьи 6 которого преподавание и изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Башкортостан, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

2.2. Согласно Конституции Российской Федерации (статья 43, часть 5)  Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяется как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения; утверждение федеральных государственных образовательных стандартов относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования; порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 1, 4 части 1 статьи 11; пункт 6 части 1 статьи 6; часть 9 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», стандарт утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации (пункт 17).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 ноября 2004 года № 16-П выразил правовую позицию, согласно которой изучение государственного языка субъекта Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Исследуя вопрос об обязательном изучении государственного языка республик в их образовательных учреждениях применительно к Республике Татарстан, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что введение ее законами изучения татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях республики само по себе не нарушает закрепленное в части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения постольку, поскольку предполагается, что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии с определенными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

Подтверждая сформулированный вывод, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 января 2011 года № 88-О-О года указал, что данная правовая позиция сохраняет свою силу и может быть распространена на случаи, связанные с изучением в общеобразовательных и других учреждениях в республиках государственного языка соответствующей республики.

2.3. Содержание образования определяют образовательные программы, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (части 1, 5, 7 и 9 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 части 1 статьи 8; часть 12 статьи 12) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относит, в частности, разработку и реализацию региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекаться к экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).

Законом Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» республиканскому органу исполнительной власти, осуществляющему управление в сфере образования, предоставлено право участия в проведении экспертизы учебников для включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Таким образом, к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения предъявляются требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах; образовательные программы формируются самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Следовательно, республиканский законодатель не обладает полномочиями  по установлению требований непосредственно к содержанию образовательных программ.

2.4. Отсутствие у субъекта Российской Федерации права определять конкретное содержание образовательных программ признается и практикой судов общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации  в Апелляционном Определении от 23 сентября 2015 года № 74-АПГ15-20 исходит в правоприменении из того, что «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению требований к содержанию образовательных программ. Данное полномочие может быть реализовано способами, предусмотренными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», то есть посредством участия в экспертизе примерных основных общеобразовательных программ, участия в экспертизе учебников и т.д.».

Как указывал Конституционный Суд Республики Башкортостан, позиция Верховного Суда Российской Федерации о толковании содержания федеральной нормы является обязательной для Конституционного Суда Республики Башкортостан, который в своей деятельности исходит из сложившейся правоприменительной практики и не праве придавать иное значение федеральным законам, принятым по предмету совместного ведения (Определение от 14 июля 2009 года № 38).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Проведенный анализ оспариваемой заявителем нормы Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» позволяет сделать вывод о том, что она принята в пределах полномочий, предоставленных законодательному органу Республики Башкортостан Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», основана на требованиях республиканского и федерального законодательства и не содержит неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Башкортостан.

По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.

Поскольку в вопросе о конституционности оспариваемого заявителем положения неопределенность отсутствует, его обращение не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.

3. Требование Ф.М. Галимова о проверке соответствия обжалуемой правовой нормы статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан, поскольку разрешение данного вопроса не входит в его полномочия, установленные статьей 3 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 3 и частью 1 статьи 4, пунктом «а» части 2 статьи 38, пунктами «а» и «б» части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», Конституционный Суд Республики Башкортостан

 

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Флюра Миншарифовича, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», в соответствии с которыми обращение признается допустимым, а также в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.

2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан» (www.npa.bashkortostan.ru).   

 

 

№ 109-О

Конституционный Суд

Республики Башкортостан

 

 



© Конституционный Cуд Республики Башкортостан 2013 Создание сайта - Интернет Технологии